Зачет №1 по обществознанию

Зачет №1 для 8 класса по обществознанию

Тема: Духовная сфера жизни.

Темы для изучения:

  1. Быть личностью Д/з сравнение характеристик личности и индивида
  2. Общество как форма жизнедеятельности людей 
  3. Сфера духовной жизни Д/з структура духовной жизни
  4. Мораль Д/з мини-сочинение "Мораль современного человека"
  5. Долг и совесть Д/з найти цитаты о совести
  6. Моральный выбор – это ответственность Д/з мини-сочинение "Цивилизация не на улицах, цивилизация в сердце" (В. Розанов)
  7. Образование Д/з структура современного образования в России
  8. Наука в современном обществе д/з таблица виды наук
  9. Религия как одна из форм культуры д/з Дать определение: фетишизм, анемизм, тотемизм; ислам, христианство, буддизм

Требования к зачету:

- наличие конспектов по всем темам;

- выполнение письменных работ на соответствующую оценку (по своему выбору);

 - выполнение итогового зачетного теста.

Задания необходимые для зачета:

На «удовлетворительно»

На «хорошо»

На «отлично»

Наличие 4 положительных оценок за тесты по темам

Наличие 4 положительных оценок за тесты по темам

Наличие 4 положительных оценок за тесты по темам

Выполнение всех домашних работ

Выполнение всех домашних работ

Выполнение всех домашних работ

 

Мини-сочинение «Моральный выбор»

Мини-сочинение «Моральный выбор»

Подготовить сообщение (реферат, презентацию) по любой теме раздела на выбор

Итоговый зачётный тест

 

Примерный зачетный тест

Тема №1 Быть личностью.

1. Самой общей характеристикой человека является термин:

  1. Индивид
  2. Индивидуальность
  3. Личность
  4. Уникум


2. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, является одним из определений:

  1. Человека
  2. Индивида
  3. Индивидуальности
  4. Личности


3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет человека как «живое существо, обладающее даром ______________(1) и ______________________(2), способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного _______________(3)». Такое определение объединяет в этом понятии две сущности человека – его биологическое начало и его социальную сущность. Человек, с одной стороны, часть ______________(4), и его формирование подчиняется всем природным ______________(5). Он, как и другие природные существа, должен постоянно удовлетворять свои физиологические _________________(6) (есть, пить, спать и т.д.), должен защищать своё тело от холода одеждой. Но человек не только биологическое существо, он еще и существо социальное (иными словами – общественное)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А. сознание

Б. речь

В. труд

Г. закон

Д. природа

Е. потребность

Ж. мышление

 

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема №2Общество как форма жизнедеятельности людей

1. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество возникло на определенно этапе развития ______________(1). Оно – часть природы и вместе с тем качественно отличается от неё. Общество представляет собой сложную __________________(2), все элементы которой постоянно взаимодействуют между собой.  Условно общество возможно подразделить на четыре сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную, взаимосвязанные, но в то же время обладающие определённой самостоятельностью. Все эти четыре большие сферы общественной жизни взаимодействуют между собой. Они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга. Действительно, хотя ___________(3) выполняет важную роль в жизни общества, все же её основой является __________________(4). В свою очередь экономическая сфера не смогла бы существовать без людей, носителей классовых, групповых и иных отношений. В то же время те же люди являются носителями форм общественного _____________(5). Таким образом, все указанные __________________(6) жизни общества составляют единое целое, то есть конкретное общество с определенным обликом».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А. структура

Б. природа

В. политика

Г. экономика

Д. сфера

Е. сознание

Ж. свобода

 

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Тема №3 Сфера духовной жизни

  1. общепринятым является деление культуры на:

1. духовную и экономическую

2. духовную и материальную

3. идеальную и материальную

4. политическую и экономическую

  1. Общие черты или формы, присущие всем культурам называются:

1. культурными символами

2. духовными идеалами

3. культурными универсалиями

4. духовными приоритетами

  1. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

Б. Культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе.

1. верно только А

2. верно только Б.

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

  1. Подпишите приведенные ниже рисунки, к чему они относятся к духовной или материальной культуре. (Запишите букву и ответ)

Тема №4 Мораль

  1. Выберите определение, соответствующее понятию «мораль».
  1. совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о наиболее возвышенном в человеке.
  2. осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями
  3. совокупность представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, а так же нормы поведения, основанные на этих представлениях.
  4. узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий.
  1. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль, как и право, является социальным регулятором.

Б. За нарушение норм морали предполагаются санкции государства.

1. верно только А

2. верно только Б.

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны


  1. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (общественное мнение людей, общество, цковь и т.д.)

Б. Нравственность, в отличие от морали, в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные представления о добре и зле, совести и справедливости.

1. верно только А

2. верно только Б.

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

Тема №5 Долг и совесть

  1. Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике определяется категорией:
  1. долга
  2. совести
  3. чести
  4. достоинства


  1. Достойные уважения моральные качества личности, проявляющиеся во всей её деятельности, в этике определяются категорией

1.долга

2.совести

3. чести

4. достоинства


  1. Верны ли следующие суждения о совести?

А. Совесть – это потребность человека нести ответственность за свои действия.

Б. Совесть, как правило, осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

1. верно только А

2. верно только Б.

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

Тема №6 Моральный выбор – это ответственность

Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В противоборстве добра и зла большое значение имеет моральный выбор, который делает _____________(1). Под моральным выбором понимается духовно-практическая ситуация самоопределения ______________(2) в отношении каких-либо принципов, решений и действий. Практически моральный выбор выражается в осознании человеком своей позиции и жизненного ______________(3). Свобода выбора заключается в том, что человек не просто выбирает мораль. Выбирая добро, человек определяется в отношении зла.  Но трудность морального выбора может быть обусловлена и тем, что не всегда нужно выбрать __________(4) и устоять перед ________(5): альтернативной добрадетели не является порок. И реально человеку иногда приходится выбирать между различными положительными ____________(6). Но в любом случае последствия морального выбора не всегда является порок. И реально человеку иногда приходится выбирать между различными положительными ________________(6). Но в любом случае последствия морального выбора не всегда бывают однозначны».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А. личность

Б. человек

В. кредо

Г. добро

Д. потребность

Е. ценность

Ж. зло

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Темы №7-9 Образование, Наука в современном обществе, Религия как одна из форм культуры.

  1. Сфера (область) духовной культуры, связанная с верой и поклонением сверхъестественным силам, - это

1.Наука

2. Искусство

3. Мораль

4. Религия


 

  1. Что отличает науку от других областей (сфер) духовной культуры?
  1. направленность на получение новых знаний о мире
  2. использование художественных образов
  3. опора на представления людей о добре и зле
  4. эмоциональное воздействие на людей

 

  1. На концерте оркестр исполнил произведение известного композитора. Слушая музыку, зрители представляли картины норвежской природы, оказывались в пещере горного короля, наблюдали шествие троллей. Это пример деятельности в сфере:
  1. науки
  2. искусства
  3. религии
  4. образования


 

4. Что из приведенного ниже относится к искусству?

1. театральная постановка

2. выступление политика на митинге

3. строительство автостоянки

4. открытие нового закона физики

 

  1. Верны ли следующие суждения о значимости образования для развития личности?

А. В процессе образования человек усваивает достижения культуры общества.

Б. В процессе образования человек усваивает основы наук.

1. верно только А

2. верно только Б.

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

 

  1. Установите соответствие между примерами и ступенями образования в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из другого столбца

ПРИМЕРЫ

А. Ирина учится на 3 курсе медицинского института

Б. Андрей посещает автошколу и учится вождению автомобиля

В. Алиса – ученица 5 класса общеобразовательной школы

Г. родители отводят 5-летнего Дениса в детский сад

Д. Степан учится в 10 классе физико-математической школы

 

 

СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. дошкольное
  2. дополнительное
  3. основное общее
  4. среднее (полное) общее
  5. высшее профессиональное

 

Ответ запишите в таблицу:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Области (сферы) духовной культуры.

Область (сфера) культуры

Характеристика

 

Основой является вера в возможность воздействия сверхъестественных сил на жизнь человека, общества, государства

Наука

Связано с получением теоретических знаний о природе, человеке, обществе

 

Ответ: _____________________