Зачет №4

Зачет №4                                                                      10 класс

Тема ««Русь  в XVIXV веках»

Задание №1  

1)  Сравните процесс централизации Московского государства в эпоху Ивана III и Ивана IV

Общие черты:

1.   …

2.   …

Отличия

1.  …

2. …

1. …

2. …

2)  Отметьте черты единого государства, имевшие место в России  к середине XVI в.:

а) единая монета

6)       единая территория

в)      единая наемная армия

г)       единые законы

д)      единый хорошо развитый государственный аппарат

е)       единая налоговая система

ж)      единая религия

з)       единый всероссийский рынок

3)       Отметьте цифрой 1 то, что укрепляло, 2 — то, что ослабляло центральную власть в 1533—1547 гг.:

а)      введение губных и земских старост

б)       боярское правление

в)      денежная реформа Е. Глинской

г)       деятельность удельного князя Андрея Старицкого

д)      летние события 1547 г. в Москве

е)       венчание на царство Ивана IV

Задание №2   Составить таблицу «Реформы Избранной Рады» (§25)  

Год  реформы

Название

Содержание

 

 

 

Отметить  какие  реформы Ивана IV отвечали интересам России?  И почему?

Задание №3  Составьте конспект  по теме  «Внешняя политика Ивана  Грозного»

А) основные  направления внешней политики (параграф №26)

Направления                     

 

 

 

Цели

 

 

 

Основные события

 

 

 

Итоги

 

 

 

Значения для России

 

 

 

Б) в соответствии  с планом рассмотрите,  и опишите  Ливонскую войну

  • даты  войны
  • участники
  • причины
  • основные этапы
  • основные  события
  • личности
  • итоги
  • значения

Задание  №4  «Культура и быт конца XVXVIвв.»

1. Самостоятельная исследовательская работа учащихся  «Культура и быт конца XVXVI вв.»

Составьте  иллюстрированный каталог   архитектурных сооружений  и живописных полотен  данного периода,  с указанием  авторства, места нахождения и года создания.

2. Решите тестовое задание

1) Отметьте цифрой 1 то, что является особенностью художествен­ной манеры Феофана Грека, 2 — Андрея Рублева, 3 — Дионисия:

а)      контрастность изображения

б)       наличие боковых клейм на иконах

в)      умиротворенность, высокая степень одухотворенности персо­нажей

г)       стремление передавать духовную борьбу личности

д)      стремление к внешней красивости и декоративности

е)       стремление передавать внутренний мир изображаемых персо­нажей

ж)      спокойные тона красок

з)       изображение мелких деталей

2) Какие из перечисленных зданий выстроены в шатровом стиле:

а)      Успенский собор

б)      церковь Вознесения в Коломенском

в)      Спасский собор Андроникова монастыря

г)       церковь Ризположения в Московском Кремле

д)       Покровский собор на Рву

е)       Грановитая палата

ж)      колокольня «Иван Великий»

3) Назовите постройку архитекторов Бармы и Постника:

а)      Успенский собор

б)       церковь Вознесения в Коломенском

в)      Спасский собор Андроникова монастыря

г)       церковь Ризположения

д)      Покровский собор на Рву

е)       Грановитая палата

ж)      колокольня «Иван Великий»

Задание №5 Решите  тестовое задание по теме правление «Ивана Грозного»

1. Орган при царе, состоящий из представителей различных слоев населения и созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел:

а) Боярская дума          б) вече                      в)  Генеральные штаты             г)  Земский собор

2.  Приказы — это:

а) органы центрального управления в России в XVI — начале XVIII в.

б) выборные органы, осуществлявшие управление на местах

в) государственные канцелярии

г) органы, управляющие личными землями великокняжеской семьи

3. Избранная рада — это:

а) небольшой кружок близких Ивану IV людей                                                   б) высший совет при князе

в) народное собрание, решавшее важнейшие государственные вопросы         г) орган, управляющий личными землями князя

4.  Отряд казаков для похода в Сибирь возглавил:

а) атаман Иван Кольцо     б) Иван Выродков     в) купцы Строгановы      г) атаман Ермак

5. По какому принципу образован ряд? 

Литва, Швеция, Речь Посполитая ……………………………………………………

А. Адашев, А. Курбский, Сильвестр …………………………………………………

Посольский, Разбойный, Челобитный, Разрядный, Поместный……………………..

6. В результате Ливонской войны Русское государство:

а) получило выход к побережью Балтийского моря        б) потеряло город Псков

в) не решило задачи выхода к Балтийскому морю           г) завоевало Прибалтийские земли

7. Опричнина – это время:

а) 1547 – 1584 гг.         б) 1556 – 1570 гг.          в) 1565 – 1572 гг.       г) 1570 – 1584 гг.

8. Какое из названных событий произошло в XVI в.?

   а) принятие Соборного уложения             б) реформы Избранной рады

   в) учреждение Боярской думы                   г) отмена местничества

9. Крымский хан, возглавивший нашествие на Русь в 1572 году:

      а)  Кучум                       б) Едигер               в) Девлет- Гирей

10. Одним из итогов военной реформы стало появление:

а)   стрельцов        б) драгун                                   в) ополченцев                   г) гвардейцев

11. Ливонская война проходила:

а) 1538—1547 гг.          б) 1549—1560гг.          в) 1558—1583 гг.                г) 1581—1584 гг.

12. Деятельность каких трех исторических лиц относится к XVI в.?

   а) Андрей Курбский              б) Степан Разин               в) Емельян Пугачев

    г) Алексей Адашев               д) Иван Федоров               е) Федор Апраксин

13. Какие три из перечисленных ниже событий связаны с царствованием Ивана Грозного?

       а)         присоединение Казани и Астрахани к России            б) Ливонская война           в) Медный бунт                                  

      г) церковный раскол      д) созыв первого Земского собора                   е) окончательное закрепощение крестьян

14. Что из названного было результатом внешней политики Российского государства во второй половине XVI в.?

а) присоединение к России Крыма            б) завоевание Россией выхода в Балтийское море

в) присоединение к России Казанского и Астраханского ханств

г) окончательное свержение монголо-татарского ига

15. Определите реформы, осуществленные Избранной радой:

а)   принятие закона Русская Правда        б)   изменения в порядке владения землей

в)  создание приказов                                 г) издание общерусского свода законов

д)  введение общерусской монеты           е)  отмена кормления и ограничения местничества

ж)  создание стрелецкого войска

16. Отметьте, какие решения были приняты на Стоглавом соборе:

а)      о введении общерусского почитания святых

б)       об установлении патриаршества в России

в)      об открытии церковных школ

г)       об укреплении церковной дисциплины

д)      об изъятии церковных земель в пользу государства

е)       о регламентации церковных служб и обрядов

17. Восстановите хронологическую последовательность событий:

а)      набег Девлет-Гирея на Москву

б)      начало Ливонской войны

в)      образование Речи Посполитой

г)       взятие русскими войсками Полоцка

д)      Ям-Запольское перемирие

е)       занятие русскими войсками почти всей территории Ливонии

ж)      героическая оборона Пскова

18. Выберите верные определения опричнины:

а)      крупная государственная реформа

б)      аппарат государственного террора

в)      форма частного землевладения

г)       пограничное войско Московского царства в XVI в.

д)      территория, выделенная из состава государства

е)       особая группа царских подданных, отделенная от остального
государства

ж)      система новых налогов на содержание армии

з)       система органов управления, действующая на особой террито­рии отдельно от остального государства

19 . Отметьте, каковы были цели опричнины:

а)      замена боярских вотчин поместьями

б)      ликвидация последнего удельного княжества

в)      укрепление царского войска

г)       подчинение церкви царской власти

д)      стремление ускорить ход Ливонской войны

е)       уничтожение самостоятельности Новгорода и Твери

ж)      установление неограниченной царской власти

 

 

20.  Соотнесите термины  и  их определения

Определение

Термин

1) высший орган управления при великом князе

а) вотчина

2) орган, управлявший личными землями князя

б) кормление

3) территория,  с  которой должностному лицу предоставлено право собирать часть государственных доходов

в) волость

4) государственная канцелярия

г) дворец

5) крупное земельное владение с правом продажи

д) поместье

6) административно-территориальная единица

е) Боярская дума

7) крупное земельное владение без права про­дажи

ж) казна

 

21.  Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные.             Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Событие

Дата

Участник (и)

____________ (А)

1497 г.

Бояре, казаки, представители других сословий.

Собирается первый в России Земский собор - избраны новые судьи, приступившие к разработке нового судебника и уставных грамот

_____(Б)

____________ (В)

____________ (Г)

1565–1572 гг.

Иван IV, опричники.

Борьба за царский престол боярских кланов, хозяйственное разорение, начало закрепощение крестьян, появление самозванцев, вмешательство Польши Швеции в российские события, голод, эпидемии, неурожаи.

_____(Д)

Представители всех сословий России: крестьяне, бояре и дворяне, казаки, польские и шведские интервенты, духовенство, ремесленники и купцы.

“Бояре же в то время были страхом одержимы и трепетно тряслись, и кровь им бросилась в лица, и никто не мог ничего сказать, но только один Иван Никитич Романов вымолвил: “...Михаил Федорович еще молод и не в полном разуме”. Казаки же сказали: “Но ты, Иван Никитич, уже стар и в полном разуме, а ему, государю, ты по плоти дядюшка прирожденный, и ты ему крепкой опорой будешь”. (“Повесть о Земском соборе”)

1613 г.

____________ (Е)

1)  Выборные представители от всех сословий: бояре, посадские люди, уездные люди или крестьяне, духовенство.

2) 1584–1613 гг.

3) Ливонская война.

4) Принят Судебник, вводивший единые правовые нормы на всей территории России.

5) Венчание Ивана IV. На царство в Успенском соборе Московского Кремля.

6) Иван III.

7) Второе ополчение входит в Москву и освобождает её от поляков и изменников из числа русских.

8) 1549 г.

9) Падение ордынского владычества.

10) Иван IV.

11) Опричнина.

12) Восстание под предводительством Ивана Болотникова.

Задание №6 Решите тестовое задание «Смутное время»

1. Историки относят к Смутному времени ... годы:

А) 1598-1605             Б)1598-1613                  В)1601-1611                 Г)1603-1613

2. Первым самозванцем - Лжедмитрием был:

а) Гаврила Принцип;  б) Григорий Отрепьев;   в) Василий Шуйский.

3. Народ принимает Лжедмитрия II, потому что:

а) мечтали о новых землях; б) хотели поменять религию; в) надеялись на «доброго царя».

4. Кто лишний в ряду? Почему?                                                                                                                                           

1) Хлопко, Борис Годунов, царевич Дмитрий; …………………………..

2) Василий Шуйский, Борис Годунов, царь Фёдор Иванович …………………………….

5. Временное правительство в период смуты  называлось?

а) «Союз крестьян и дворян»; б) «Казачий совет»;  в) «Совет всея земли».

6)1 июня 1605 Москва присягнула:

А)Боярской думе             Б)Семибоярщине         В)Шуйскому В.И.        Г)Лжедмитрию I.

7)Розыск беглых крестьян и возвращение их феодалам получил название:

А) Пожилое              Б) Заповедные лета              В) Полюдье               Г)Урочные лета.

8) Какие из перечисленных терминов и понятий не относятся к Смутному времени:

А)  крестоцеловальная запись Б)  урочные лета В) опричнина Г) самозванец

9) Династия Рюриковичей закончилась после смерти:

А) Ивана Грозного     Б) Фёдора Ивановича    В)Бориса Годунова   Г)Михаила Фёдоровича.

10)  К причинам Смутного времени относится:

А) Недовольство крестьян введением рекрутской повинности     Б)Пресечение династии Рюриковичей   

 В) Введение правила Юрьева дня             Г) Реформы Избранной рады.

11). Современниками были Болотников И.И. и:

А) Иван IV         Б) Хмельницкий Б.М.                В) Шуйский В.И.           Г) Разин С.Т.

12) Крестьянской войне свойственно:

А) Военное столкновение с правительственными войсками                                         Б)Стихийность и неорганизованность

В) Сохранение политического и территориального единства страны                                            Г) Отсутствие каких-либо программ.

13)  Правительство Российского государства, образовавшееся после свержения царя Шуйского В.И. в 1610, называют:

А) "Семибоярщиной"      Б) Верховным тайным советом       В)Советом всея земли     Г)Боярской думой.

14.     Отметьте причины Смутного времени:

а)      неспособность Б. Ф. Годунова нормально управлять страной

б)      развитие крепостного права

в)      недовольство разных социальных групп своим положением

г)       агрессивные замыслы польской монархии

д)      неурожаи и голод

е)       смерть Ивана Грозного

ж)      кризис доверия к власти

15.     Восстановите хронологическую последовательность событий:

а)      въезд Лжедмитрия I в Москву

б)       взятие Тулы правительственными войсками в борьбе с И. Бо­лотниковым

в)      крестоцеловальная запись В. И. Шуйского

г)       введение патриаршества в России

д)      образование Первого ополчения

е)       поход М. В. Скопина-Шуйского против Лжедмитрия II

16.    Отметьте цифрой 1 то, к чему стремились в период Смуты бояре и дворяне, 2 — горожане, 3 — казаки, 4 — крестьяне:

а)      увеличение жалованья

б)      снижение налогов

в)      контроль над царской властью

г)       получение новых земель

д)      восстановление Юрьева дня

е)       запрет на казни и лишение имущества без суда

ж)      свобода торговли

 

Задание №6  Заполните  опорный модуль «Смутное время»  (см. далее)

 

 

 

1.Причины Смуты

- Экономические

 

 

- Политические                  

 

 

 

 

 

 

3.Гражданская война –это …………………………….

………………………………………………………….

………………………………………………………….

………………………………………………………….

Движение п/р  Болотникова – это…………………….

…………………………………………………..………

………………………………………………………….

…………………………………………………………

………………………………………………………….

Даты

Районы, города:

 

 

Участники:

 

 

Итоги:

 

 

5. Интервенция-

…………………………………………………

………………………………………………..

В году смуты Интервенцию осуществляли

Восстание Хлопка

Район: окрестности Москвы

Участники

 

Дата

 

Итоги

 

 

2. Лжедмитрий I

Даты :

 

 

Опора:

 


Районы                          Слои населения

 

 

 

 

Итоги правления:

 

 

Воцарение ……………………………..

4. «Тушинский вор»

Даты:

 

 

Отличие от первого самозванца:

 

 

 

Лагерь тушинцев состоял из:

6.Семибоярщина - …………………………

……………………………………………….

……………………………………………….

На российский престол был приглашен :

______________________________________

 

Условия:

1.

 

2.

 

Сигизмунд …………………………………………

 

 

 

 

7  Первое ополчение. Год

Причины формирования:

 

 

 

 

 

Состав:

 


Итоги

 

 

8. Второе ополчение. Годы

Место формирования:

 

Руководители

 

 

Состав:

 

 

Руководящий орган:

 

 

Действия:

 

 

 

 

 

 

Итоги

 

 

 

9. Воцарение Романовых

Дата

 

 

Царь:

 

10. Люди Смутно времени

Гермоген

 

 

Скопин- Шуйский

 

 

Филарет

 

 

 

Ходкевич

 

 

Жолкевский

 

 

 

Инструкция по заполнению

1.укажите причины Смуты, заполните ответы на вопросы по восстанию Хлопка по образцу

2. Укажите важные даты, какие районы и слои населения оказали поддержку самозванцу, итоги правления( тезисно)

3. Определите термин Гр. Война и дайте оценку восстанию п/р И. Болотникова

Составьте краткую характеристику ист. события по вопросам. Заполните соответствующую карту в рабочей тетради.

4. Кратко ответьте на вопросы. Отличие ищите в опоре на определенные общественные силы

5. определите понятие «интервенция»

Составьте схему по плану : страна, правитель, цели, годы , захваченные районы, итоги. Выполните контурную карту по данному вопросу в рабочей тетради

6. Тезисно дайте характеристику Семибоярщине. Укажите, как отнесся Сигизмунд к приглашению его сына на русский престол.

7.Укажите причины и цели формирования первого ополчения, представители каких общественных слоев в него входили, между стрелками – в чем были разногласия между ними, итоги первого ополчения

8.Дайте характеристику второму ополчению по вопросам

9.Ответьте на вопросы пункта

10. При изучении темы упоминались эти люди. Кто они были?

 

 

Задание №8  Прочитайте  отрывок из исторического источника  и ответьте на вопросы.

1. Этот умный и расчетливый князь был осторожным и дальновидным политиком. Он не раз прибегал к коварству и интригам. При нем двуглавый орел стал гербом нашего государства. В только что отстроенной Грановитой палате принимали послов не из соседних русских княжеств, а от римского папы, германского императора, польского короля. Его современниками были Аристотель, Фиораванти, Афанасий Никитин, хан Ахмат, Казимир IV, Борецкие.

2. В его царствование был сделан новый крупный шаг по пути развития поместного землевладения и закрепощения крестьянства. Важным результатом этого стало ослабление княжеско - боярской знати и укрепление самодержавной власти. Современники этого человека - Иван Пересветов, Иван Федоров, Ермак.

3. Молодой человек, роста ниже среднего, некрасивый, рыжеватый, неловкий, с грустно - задумчивым выражением лица, наружность вовсе не отражала его духовной природы. Богато одаренный, с бойким умом, легко разрешавший в Боярской Думе самые трудные вопросы, с живым темпераментом, мастер говорить, он обнаруживал и довольно разнообразные познания. Заняв престол, он нарушал заветные обычаи священной московской старины: не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто. Его современниками были – Борис Годунов, Сигизмунд III, Иван Болотников.

4. Это был человек хорошо образованный и храбрый, известный в казацких кругах. Результатом его деятельности стало великое историческое событие, явившееся выражением стремлений и надежд украинского народа. Его современники – Максим Кривонос, Данило Нечай, Иван Богун, Алексей Михайлович.

5. Способный солгать под присягой, он легко менял свои убеждения ради корыстных целей. Мелочный, лживый и подозрительный, он не внушал любви своим подданным. Худой, низкорослый, сгорбленный, с морщинистым лицом, длинным носом и редкими волосами – сама его наружность отталкивала. Однако правление этого несимпатичного человека, продержись он на престоле подольше, могло бы открыть новую страницу в российской истории. Его современники – Иван Болотников, патриарх Филарет, Прокопий Ляпунов, Сигизмунд III, патриарх Гермоген.

 

6. «…вчерашний раб, татарин». Вступая на престол, обещал: «Никто не будет в моём царстве нищ и беден» Освободил сельское население от податей на один год. Преследовал пьянство, закрывал кабаки. Всех сидевших в тюрьмах выпустил на свободу. Отменил казни. Развивал градостроительство. При нём появились города: Самара, Саратов, Царицын, Тюмень, Тобольск, Сургут, Нарым. Впервые в истории России послал за границу для изучения разных языков и обучения грамоте четверых дворян. При нём был сооружён водопровод с насосом в московском кремле.

Умер внезапно, оставив страну в сложной экономической ситуации.

1) О каком историческом деятеле идёт речь? Укажите дату его правления.

2) Можно ли считать внешнюю и внутреннюю политику этого правителя успешной? Аргументируйте свою точку зрения

 

7.  «На престоле московских государей он был небывалым явлением. Богато одарённый, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы. Он совершенно изменил порядок жизни старых московских государей, нарушал обычаи, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски»

1) О каком историческом деятеле идёт речь? Укажите дату его правления.

3) Почему этот правитель был свергнут с престола? Назовите не менее трёх причин.

 

Задание №9    Работа с картой. Покажите с картой.

1)  Основные направления  внешней политики  Ивана  Грозного.

2)  Основные события Ливонской войны

3) Отметьте города, через которые прошло войско Лжедмитрия I:

а)      Рыльск   б) Торжок

в)      Смоленск

г)       Орел

д)      Чернигов

е)       Вязьма

ж)      Тверь

з)       Новгород-Северский
и) Тула

к) Ярославль

4) Отметьте реки, которые полностью находились на территории  единого Русского государства в первой трети XVI в.:

а) Ока

6)       Кама

в)      Северная Двина

г)       Печора

д)      Волга

е)       Западная Двина

ж)      Волхов

з)       Днепр

и) Москва-река к) Дон л) Онега

 

Задание № 10   Написать историческое эссе  в соответствии с  шаблоном  по темам  «Иван Грозный», «Борис Годунов», «Алексей Михайлович»