Зачет №5 обществознание

Зачет№5 для 12 групп «Духовная сфера»

Темы для изучения

Культура и духовная жизнь общества

Наука

Образование

Мораль

Религия

Искусство и духовная жизнь

Требования к зачету:

- наличие конспектов по всем темам;

- выполнение письменных работ на соответствующую оценку (по своему выбору);

 - выполнение итогового зачетного теста.

Задания необходимые для зачета:                    

На «удовлетворительно»

На «хорошо»

На «отлично»

1. Схема «Виды культуры»

1. Схема «Виды культуры»

1. Схема «Виды культуры»

2. Схема «Формы культуры»

2. Схема «Формы культуры»

2. Схема «Формы культуры»

3. Таблица «Функции искусства»

3. Таблица «Функции искусства»

3. Таблица «Функции искусства»

4. Схема «Первоначальные формы религии»

4. Схема «Первоначальные формы религии»

4. Таблица «Стили в искусстве запада»

5. Схема «Современная система образования в РФ»

5. Схема «Современная система образования в РФ»

5. Схема «Основные направлении искусства XX в.»

6. Таблица «Классификация наук»

6. Схема «Функции образования»

6. Схема «Научное познание»

7. Терминологический словарь

7. Таблица «Функции морали»

7. Схема «Функции образования»

 

8. Таблица «Классификация наук»

8. Схема «Первоначальные формы религии»

 

9. Терминологический словарь Приложение 1

9. Таблица «Классификация наук»

 

 

10. Схема «Современная система образования в РФ»

 

 

11. Терминологический словарь Приложение 1

 

 

12. Мини-сочинение: «Ноша культурных ценностей – особая ноша. Она не утяжеляет наш шаг вперёд, а облегчает» (Д.С. Лихачев)

МИНИМУМ 4 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОЦЕНКИ ПО ТЕКУЩИМ ТЕСТАМ

ИТОГОВЫЙ ЗАЧЕТНЫЙ ТЕСТ

                             Приложение 1

Терминологический словарь

Культура

Духовная культура

Материальная культура

Религия

Политеизм

Монетеизм

Атеизм

Философия

Свобода совести

Материализм

Идеализм

Агностицизм

Образование

Наука

НТР

Искусство

Предмет искусства

Мораль

 

 

Примерный вариант зачетного теста

 

  1. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Куль­ту­ра, ее формы». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

 

  1. Зри­тель на­ча­ла про­шло­го века так рас­ска­зал дру­зьям о вы­став­ке ху­дож­ни­ков-им­прес­си­о­ни­стов: «Я услы­шал вос­тор­жен­ные от­зы­вы о вы­став­ке ху­до­же­ствен­ных кри­ти­ков и от­пра­вил­ся её по­смот­реть. По­се­ти­те­лей было мало, мно­гие быст­ро ухо­ди­ли, боль­шин­ству по­ло­тен была при­су­ща раз­мы­тость изоб­ра­же­ния. Я решил, что это от не­до­стат­ка вла­де­ния ри­сун­ком и ки­стью. Ре­а­ли­сти­че­ское ис­кус­ство мне ближе. Дома я прочёл об этом ху­до­же­ствен­ном на­прав­ле­нии, но мно­гое оста­лось не­яс­ным». Пред­по­ло­жи­те, к какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся вы­став­лен­ные про­из­ве­де­ния. При­ве­ди­те три обос­но­ва­ния этого пред­по­ло­же­ния, опи­ра­ясь на текст за­да­ния.

 

 

  1. Ис­кус­ство яв­ля­ет­ся зна­чи­мой для об­ще­ства и его раз­ви­тия ча­стью ду­хов­ной куль­ту­ры, ока­зы­ва­ет вли­я­ние на все сферы об­ще­ствен­ной жизни. Ука­жи­те любые три функ­ции, вы­пол­ня­е­мые ис­кус­ством, и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дую из них кон­крет­ным при­ме­ром.

 

  1. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «ми­ро­вые ре­ли­гии»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о том, какие из су­ще­ству­ю­щих в со­вре­мен­ном об­ще­стве ре­ли­гий от­но­сят­ся к ми­ро­вым, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее любую функ­цию ми­ро­вой ре­ли­гии.

 

5. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Уче­ные со­зда­ли не­сколь­ко клас­си­фи­ка­ций ре­ли­гий. Самая про­стая из них объ­еди­ня­ет ре­ли­гии в три груп­пы.

При­ми­тив­ные родо­пле­мен­ные ве­ро­ва­ния. Они воз­ник­ли в ________(А), но со вре­ме­нем не ис­чез­ли из со­зна­ния людей, а со­хра­ни­лись и живут по сей день вме­сте с более слож­ны­ми ре­ли­ги­я­ми. От них про­ис­хо­дят мно­го­чис­лен­ные ________(Б)...

На­ци­о­наль­но-го­су­дар­ствен­ные ре­ли­гии, ко­то­рые со­став­ля­ют ос­но­ву жизни целых на­ро­дов и наций.

Ми­ро­вые ре­ли­гии, т. е. вы­шед­шие за на­ци­о­наль­но-го­су­дар­ствен­ные пре­де­лы и име­ю­щие огром­ное число по­сле­до­ва­те­лей во всем мире. Ми­ро­вых ре­ли­гий три: хри­сти­ан­ство, ________(В), ________(Г).

Все ре­ли­гии можно также объ­еди­нить в две боль­шие груп­пы ________(Д), т. е. при­зна­ю­щие су­ще­ство­ва­ние еди­но­го Бога и ________(Е), при­зна­ю­щие мно­же­ство богов».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­нио толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

1) мо­но­те­изм

2) по­ли­те­изм

3) древ­ность

4) ислам

5) культ

6) буд­дизм

7) ин­ду­изм

8) суе­ве­рие

9) кон­фу­ци­ан­ство

 

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

6. Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 6-7

Со­вре­мен­ное зна­че­ние тер­ми­на «куль­ту­ра» весь­ма мно­го­об­раз­но и часто не­опре­делённо. До­ста­точ­но на­пом­нить, что под куль­ту­рой се­год­ня по­ни­ма­ют не толь­ко со­сто­я­ние или ха­рак­те­ри­сти­ку об­ще­ства и че­ло­ве­ка во­об­ще, но и впол­не кон­крет­ную со­во­куп­ность тех­но­ло­гий, обы­ча­ев, тра­ди­ций, образ жизни, го­су­дар­ствен­ность и т.п.: «куль­ту­ра Древ­ней Руси», «куль­ту­ра ан­тич­но­го мира», «Запад» или «за­пад­ная куль­ту­ра», «Во­сток» или «куль­ту­ра Во­сто­ка» и т.п. Имен­но в этом смыс­ле го­во­рят, на­при­мер, о мно­гих куль­ту­рах, о срав­не­нии куль­тур, о диа­ло­ге и вза­и­мо­дей­ствии куль­тур. В этих си­ту­а­ци­ях тер­ми­ном «куль­ту­ра» обо­зна­ча­ет­ся ре­аль­но су­ще­ству­ю­щая куль­ту­ра, со­здан­ная в опре­делённом аре­а­ле...

Этим сло­вом (тер­ми­ном) обо­зна­ча­ют­ся в обы­ден­ной жизни ис­кус­ство, музеи, биб­лио­те­ки, кино, те­ат­ры, ре­ли­гия и мно­же­ство дру­гих самых раз­ных вещей. Мы опре­де­ля­ем как «куль­тур­ное» или «не­куль­тур­ное» по­ве­де­ние людей; при­ме­ня­ем такие вы­ра­же­ния, как «куль­ту­ра труда», «куль­ту­ра тор­гов­ли», «куль­ту­ра про­из­вод­ства» и т.д.

Яв­ле­ния куль­ту­ры по опре­де­ле­нию воз­ни­ка­ют толь­ко как ре­зуль­та­ты (следы) че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти; они не могут по­явить­ся в при­ро­де, «есте­ствен­ным» путём. Это, в част­но­сти, те же зна­ния, ве­ро­ва­ния, ис­кус­ство, нравы, право, обы­чаи и все про­чие спо­соб­но­сти, ха­рак­тер­ные черты и при­выч­ки, усво­ен­ные че­ло­ве­ком как чле­ном об­ще­ства; это язык, сим­во­лы и коды, идеи, табу, ри­ту­а­лы, це­ре­мо­нии, со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, ору­дия, тех­но­ло­гии и все свя­зан­ные с ука­зан­ны­ми фе­но­ме­на­ми ком­по­нен­ты...

По­это­му любые про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти, име­ю­щие место в кон­крет­ном со­ци­у­ме, так или иначе пред­став­ля­ют куль­ту­ру этого со­ци­у­ма. Если, пусть даже из самых луч­ших и бла­го­род­ных со­об­ра­же­ний, про­из­воль­но изъ­ять (не вклю­чить в со­став куль­ту­ры) не­ко­то­рые из них, то кар­ти­на ис­то­ри­че­ски кон­крет­ной (ло­каль­ной) дей­стви­тель­ной куль­ту­ры будет не­пол­ной, а си­сте­ма вза­и­мо­дей­ствий между эле­мен­та­ми или со­став­ны­ми ча­стя­ми, сто­ро­на­ми дан­ной куль­ту­ры ока­жет­ся искажённой. Иначе го­во­ря, куль­ту­ра кон­крет­но-ис­то­ри­че­ско­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся даже в пре­ступ­но­сти, нар­ко­ма­нии и про­чих впол­не оди­оз­ных со­бы­ти­ях и про­цес­сах. Впол­не за­слу­жи­вая яр­лы­ка «ан­ти­куль­ту­ра», такие фе­но­ме­ны об­ще­ствен­ной жизни тем не менее оста­ют­ся яв­ле­ни­я­ми со­от­вет­ству­ю­щей куль­ту­ры как це­ло­го.

 

(Д. А. Ла­ле­тин)

7. Как, по мне­нию ав­то­ра, свя­за­ны куль­ту­ра и де­я­тель­ность? По­ка­жи­те эту связь, об­ра­тив­шись к любым двум яв­ле­ни­ям куль­ту­ры, ука­зан­ным в тек­сте.

 

8. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре­делённой бук­вой.

 

(А) Самой ран­ней из ми­ро­вых ре­ли­гий яв­ля­ет­ся буд­дизм. (Б) Она воз­ник­ла в древ­ней Индии в V веке до н. э. (В) Буд­дизм - ре­ли­гия, ко­то­рая не ос­но­вы­ва­ет­ся на идее тео­цен­триз­ма и при­зна­ния су­ще­ство­ва­ния Бога- твор­ца. (Г) Это ре­ли­гия все­общ­но­сти связи между пред­ме­та­ми, яв­ле­ни­я­ми мира, ре­ли­гия при­чи­ны и след­ствия. (Д) Ско­рее всего, буд­дизм можно рас­смот­реть не столь­ко как ре­ли­гию, сколь­ко как ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­скую си­сте­му.

 

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский ха­рак­тер;

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж­де­ний;

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний.

 9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фор­ма­ми ду­хов­ной куль­ту­ры и их ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕР­НЫЕ ЧЕРТЫ

 

ФОРМЫ ДУ­ХОВ­НОЙ

КУЛЬ­ТУ­РЫ

А) до­ка­за­тель­ность

Б) об­раз­ность

В) эмо­ци­о­наль­ность

Г) фун­да­мен­таль­ность

Д) ино­ска­за­тель­ность

 

1) наука

2) куль­ту­ра

 

10. Ниже при­ведён ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют ре­ли­гию.

 

1) сверхъ­есте­ствен­ное

2) культ

3) тех­но­ло­гия

4) кон­фес­сия

5) экс­пе­ри­мент

6) мо­но­те­изм

 

Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

11. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

12. Ге­ро­и­че­ский эпос, об­ря­до­вые танцы и песни от­но­сят­ся к

 

1) эли­тар­ной куль­ту­ре

2) экран­ной куль­ту­ре

3) мас­со­вой куль­ту­ре

4) на­род­ной куль­ту­ре

13. Твор­че­ство рок-груп­пы U-2 ос­но­ва­но на син­те­зе со­вре­мен­ной рок-му­зы­ки и тра­ди­ци­он­ных кельт­ских ме­ло­дий. Груп­па про­во­дит ми­ро­вые турне и со­би­ра­ет на свои кон­цер­ты 20-ти ты­сяч­ные ста­ди­о­ны, имеет ком­мер­че­ский успех. Дан­ный при­мер поз­во­ля­ет про­ил­лю­стри­ро­вать вза­и­мо­связь между та­ки­ми фор­ма­ми куль­ту­ры, как

 

1) мас­со­вая и эли­тар­ная

2) эли­тар­ная и на­род­ная

3) мас­со­вая и на­род­ная

4) тра­ди­ци­он­ная и эли­тар­ная

14. Со­во­куп­ность всего, со­здан­но­го че­ло­ве­че­ством, охва­ты­ва­ет­ся по­ня­ти­ем

 

1) тех­ни­ка

2) об­ще­ство

3) эко­но­ми­ка

4) куль­ту­ра

15. К на­ци­о­наль­ным ре­ли­ги­ям от­но­сит­ся

 

1) буд­дизм

2) хри­сти­ан­ство

3) кон­фу­ци­ан­ство

4) ислам

16. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет ис­кус­ство в от­ли­чие от науки?

 

1) вы­яв­ле­ние за­ко­но­мер­но­стей раз­ви­тия при­ро­ды и об­ще­ства

2) тео­ре­ти­че­ское ре­ше­ние ми­ро­воз­зрен­че­ских про­блем

3) от­ра­же­ние мира в ху­до­же­ствен­ных об­ра­зах

4) ис­поль­зо­ва­ние по­ня­тий и тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний

17. Наука яв­ля­ет­ся

 

1) един­ствен­ной фор­мой по­зна­ния

2) со­ци­аль­ной стра­той

3) со­во­куп­но­стью жиз­нен­ных цен­но­стей

4) осо­бой си­сте­мой зна­ния

18. Что от­ли­ча­ет науку от дру­гих от­рас­лей куль­ту­ры?

 

1) эмо­ци­о­наль­ное вы­ра­же­ние лич­ност­но­го от­но­ше­ния к миру

2) вы­яв­ле­ние сущ­но­сти об­ще­ствен­ных и при­род­ных яв­ле­ний

3) от­ра­же­ние ре­аль­но­сти в ху­до­же­ствен­ных об­ра­зах

4) оцен­ка по­ве­де­ния от­дель­ных ин­ди­ви­дов