Зачет№5 для 12 групп «Духовная сфера»
Темы для изучения
Культура и духовная жизнь общества |
Наука |
Образование |
Мораль |
Религия |
Искусство и духовная жизнь |
Требования к зачету:
- наличие конспектов по всем темам;
- выполнение письменных работ на соответствующую оценку (по своему выбору);
- выполнение итогового зачетного теста.
Задания необходимые для зачета:
На «удовлетворительно» |
На «хорошо» |
На «отлично» |
1. Схема «Виды культуры» |
1. Схема «Виды культуры» |
1. Схема «Виды культуры» |
2. Схема «Формы культуры» |
2. Схема «Формы культуры» |
2. Схема «Формы культуры» |
3. Таблица «Функции искусства» |
3. Таблица «Функции искусства» |
3. Таблица «Функции искусства» |
4. Схема «Первоначальные формы религии» |
4. Схема «Первоначальные формы религии» |
4. Таблица «Стили в искусстве запада» |
5. Схема «Современная система образования в РФ» |
5. Схема «Современная система образования в РФ» |
5. Схема «Основные направлении искусства XX в.» |
6. Таблица «Классификация наук» |
6. Схема «Функции образования» |
6. Схема «Научное познание» |
7. Терминологический словарь |
7. Таблица «Функции морали» |
7. Схема «Функции образования» |
|
8. Таблица «Классификация наук» |
8. Схема «Первоначальные формы религии» |
|
9. Терминологический словарь Приложение 1 |
9. Таблица «Классификация наук» |
|
|
10. Схема «Современная система образования в РФ» |
|
|
11. Терминологический словарь Приложение 1 |
|
|
12. Мини-сочинение: «Ноша культурных ценностей – особая ноша. Она не утяжеляет наш шаг вперёд, а облегчает» (Д.С. Лихачев) |
МИНИМУМ 4 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОЦЕНКИ ПО ТЕКУЩИМ ТЕСТАМ |
||
ИТОГОВЫЙ ЗАЧЕТНЫЙ ТЕСТ |
Приложение 1
Терминологический словарь
Культура
Духовная культура
Материальная культура
Религия
Политеизм
Монетеизм
Атеизм
Философия
Свобода совести
Материализм
Идеализм
Агностицизм
Образование
Наука
НТР
Искусство
Предмет искусства
Мораль
Примерный вариант зачетного теста
5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.
Примитивные родоплеменные верования. Они возникли в ________(А), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ________(Б)...
Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций.
Мировые религии, т. е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, ________(В), ________(Г).
Все религии можно также объединить в две большие группы ________(Д), т. е. признающие существование единого Бога и ________(Е), признающие множество богов».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использованио только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) монотеизм |
2) политеизм |
3) древность |
4) ислам |
5) культ |
6) буддизм |
7) индуизм |
8) суеверие |
9) конфуцианство |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
6. Прочитайте текст и выполните задания 6-7
Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале...
Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.
Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...
Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.
(Д. А. Лалетин)
7. Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте.
8. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Самой ранней из мировых религий является буддизм. (Б) Она возникла в древней Индии в V веке до н. э. (В) Буддизм - религия, которая не основывается на идее теоцентризма и признания существования Бога- творца. (Г) Это религия всеобщности связи между предметами, явлениями мира, религия причины и следствия. (Д) Скорее всего, буддизм можно рассмотреть не столько как религию, сколько как религиозно-философскую систему.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических положений.
9. Установите соответствие между формами духовной культуры и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ |
|
ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ |
А) доказательность Б) образность В) эмоциональность Г) фундаментальность Д) иносказательность |
|
1) наука 2) культура |
10. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют религию.
1) сверхъестественное |
2) культ |
3) технология |
4) конфессия |
5) эксперимент |
6) монотеизм |
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
11. Запишите слово, пропущенное в схеме.
12. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к
1) элитарной культуре
2) экранной культуре
3) массовой культуре
4) народной культуре
13. Творчество рок-группы U-2 основано на синтезе современной рок-музыки и традиционных кельтских мелодий. Группа проводит мировые турне и собирает на свои концерты 20-ти тысячные стадионы, имеет коммерческий успех. Данный пример позволяет проиллюстрировать взаимосвязь между такими формами культуры, как
1) массовая и элитарная
2) элитарная и народная
3) массовая и народная
4) традиционная и элитарная
14. Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием
1) техника
2) общество
3) экономика
4) культура
15. К национальным религиям относится
1) буддизм
2) христианство
3) конфуцианство
4) ислам
16. Что из перечисленного характеризует искусство в отличие от науки?
1) выявление закономерностей развития природы и общества
2) теоретическое решение мировоззренческих проблем
3) отражение мира в художественных образах
4) использование понятий и теоретических положений
17. Наука является
1) единственной формой познания
2) социальной стратой
3) совокупностью жизненных ценностей
4) особой системой знания
18. Что отличает науку от других отраслей культуры?
1) эмоциональное выражение личностного отношения к миру
2) выявление сущности общественных и природных явлений
3) отражение реальности в художественных образах
4) оценка поведения отдельных индивидов